Тезисы сессии Тренды в медиа, видео и корпоративных СМИ
26 марта прошла неформальная встреча, где мы рассказывали про тренды в медиа, видео и корпоративных СМИ. Это был конспект, который сотрудники Big Event привезли с форума Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (Москва, 14 марта). Спасибо всем гостям, которые пришли на встречу. Нам были интересны и полезны ваши комментарии, кейсы и мнения. Для тех, кто пропустил или хотел еще раз обдумать услышанное, публикуем тезисы выступления.
СМИ
Что происходит с медиа:
- Взрыв авторства: до XXI века – 300 000 авторов, в XXI веке – 2,4 млрд
- Сокращение длины внимания, отсюда рост инфографики (временем восприятия управляет сам смотрящий)
- Медиа были трансляционными, сейчас вовлекающие: предоставляют площадку для авторства аудитории
- Работает вирусный редактор – коллективный механизм значимости
- Сокращение кванта контента (в СССР квант – это СМИ, сейчас квант – это анонс, а в условиях событий на Украине квант – это фамилия автора)
- Новость охотится на человека
- Контент мертв. Контент больше не король. Король – навигация. Владелец мира не производитель контента, а производитель навигации
- Навигация: спрятать ненужное (The Guardian во время беременности Кейт Мидлтон предлагал две версии сайта с разным контентом – для роялистов и не роялистов. Спортс.ру формирует контент для для фанатов ЦСКА или «Спартака»). Но это не очень русское решение: рунет и блогосфера объединяет не союзников, а противников
Кому доверяют СМИ как экспертам (от наиболее авторитетных к наименее):
в Европе: тех. специалисты, аналитики, топы
в России: топы, аналитики, тех. специалисты
7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году
1. Роботы-журналисты: sports.ru генерирует автоматические новости о статистике матчей, finmarket.ru – о торгах, Яндекс – о пробках. Что будет: очеловечивание автоматического текста (шутки, оговорки, стилизация под журналистский текст).
2. Больше работающих моделей монетизации контента в интернете – пейволлы. В России – «Ведомости», «Дождь». В США – частично платный траффик для "тяжелых пользователей" (которым нужно больше информации) и брендированный контент (BuzzFeed и подборка, например, «11 исторических персонажей, с которыми каждый будет рад выпить», оплаченная брендом чипсов). Австралийская Newsmodo – агрегатор фрилансеров, продает их истории и мультимедиа СМИ
3. Новые жанры в журналистике
2013 год – журналистика скриншота. 2014 – например, журналистика повседневных снимков (фотокамера с автоснимками каждую минуту и геотегетированием для тех, кто хочет прожить день, как звезда)
4. Новая жизнь лонгридов, гипертексты
В 2013 редакции стали получать трафик на лонгриды из-за растущего рынка планшетов. Скорее всего, лонгриды будут платными или и с техническими ограничениями от копипаста. Новый формат лонгридов – гипертексты. Например, репортаж «Снегопад» в Нью Йорк Таймс: и текст, и видео, и карты, и слайдшоу.
5. Больше видео на сайтах
- «Би-Би-Си» запустила в своем инстаграме проект под названием BBC Instafax
- NowThisNews публикует «инставью» — специальные выпуски интервью, адаптированные под формат сервиса Instagram
Незанятых ниш в интернет-видео еще довольно много. И тот, кому удастся их нащупать в 2014, вступит в следующий год победителем.
6. Журналистика по запросу
- Алексей Навальный объявил конкурс в своем блоге на лучшее «занятное и общественно полезное мини-расследование»
- Некоторые СМИ используют механизмы голосования или виртуального участия читателей на редакционных планерках
7. "Как-мобильная" верстка сайтов СМИ
- msnbc.com: огромные картинки, большие кнопки, рассчитанные под управление пальцами
- USA Today: статьи открываются поверх основного экрана, без перезагрузки страницы
КОРПОРАТИВНОЕ ТВ
Используют преимущественно крупные федеральные сети.
В «Эльдорадо» при помощи корпоративного ТВ снизили текучку кадров до 43%.
В ООН делали свой корпоративный видеоблог. Решили в качестве мастер-класса пригласить телевизионщика – и эти программы ушли на ТВ.
Варианты использования корпоративного ТВ в регионах:
- Видеоблог
- SNWall – агрегатор социальных сетей по хэштегу, использовали в «Юниливер» как корпоративное ТВ (проводили конкурс с призом три дня к отпуску), часто используют на конференциях (правда сейчас твитты по хэштегу на экране конференции – надоевшая тема, поэтому предлагают использовать даже вязальную машину, которая в режиме реального времени вяжет сообщения)
Обратите внимание: ТВ в ВГУ без контента.
ВИДЕОИНФОГРАФИКА
Как можно использовать:
- Самостоятельный продукт СМИ (вместо статистических сводок).
Пример: Рынок телекома России (осторожно, обесцененная лексика)
- Реклама
- Тизер/инструкция (для сложных продуктов)
- Визуализация Big Data.
Пример: Общественный транспорт в Хельсинки
ВИДЕО
Видеоряд – это основной элемент влияния:
- 60% пользователей делятся просмотренным видео
- через 5 дней можно вспомнить 95% контента
- российская аудитория YouTube – 1 млн. человек/день
- младше 18 лет 9%
Структура YouTube: 36% – вирусное видео, 11% – корпоративное видео
Рынок корпоративного видео:
- много имиджевого и обучающего видео
- почти нет вирусного видео и видео для инвесторов
Основным заказчиком становится средний бизнес (65%).
Государственные заказчики делают корпоративное кино сами, но формат им интересен.
Минусы корпоративного видео:
«Бабушкин фильм»: нет фильмов для инвесторов (доминируют фильмы для сотрудников, себя). Это плохо, т.к. экономят и получается «бабушкин фильм». С другой стороны, homemade это тренд, попытка симулировать авторство идей сотрудников. У таких фильмов большой вирусный потенциал. Как говорит основатель BuzzFeed: «сетью правят маньяки и психи, и материал может лучше разойтись, если он будет помогать людям в полной мере выражать свои проблемы с головой».
Пример: Тамбовская почта
Мало инфографики, но при этом графика у российских производителей крутая, снимаем дешевле, чем иностранцы, а выглядит дороже.
«Болты в томате» (так раньше называли жанр советской производстенной мелодрамы-агитки - фильма не о чем и не для кого): не решаются маркетинговые задачи, любой корпоративный процесс может стать фильмом и саморекламой (Из диалогов: «Перевезли с Дальнего Востока по ж/д в Красноярск 5 белазов» – «Знаешь, что ты потерял? Миллион кликов на YouTube»).
Пример: строительство небоскреба за 360 часов
Эффект «стенгазеты»: круг авторов = кругу читателей, качеством продакшна скрываются проблемы содержания, драматургии, нет социальных экспериментов (а у них высокая степень доверия).
Борис Мамлин (киностудия «Картина мира»): «Проблема корпоративного видео в его достоинстве – это инструмент. Мы хорошо попадаем в зрителя, но промахиваемся в другом».
Что делать, чтобы смотрели корпоративное видео:
- Чем короче, тем лучше (разбить на 1-1,5-минутные ролики)
- Спросить себя, чем видео интересно тем, кто не работает в корпорации (общечеловеческие темы)
- Практическая польза (howdo, DIY)
- Использовать весь потенциал социальных сетей
- Фильтр от «болтов в томате»: спросить себя, можно ли использовать корпоративное видео на ТВ?
- Интервью и прямая речь в кадре только живые, не по бумажке, с размышлениями и паузами
- В видеоотчетах: нужна драматургия, речь и звук площадки создают эффект присутствия